Интервью епископа Люберецкого Серафима «Независимой газете»


Интервью епископа Люберецкого Серафима «Независимой газете»

На вопросы корреспондента «Независимой газеты» Павла Скрыльникова ответил председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Люберецкий Серафим.

— Владыка, скажите, в чем заключается духовно-нравственное воспитание молодежи? Это выражение набило оскомину, хочется понять, что это такое на самом деле.
— Для понимания смысла необходимо рассмотреть оба слова. Духовная составляющая — это вера в Бога, доверие Ему, признание христианских заповедей в качестве основных жизненных принципов. Нравственная составляющая — это моральные законы и нормы поведения, которые могут быть не прописаны в государственном законодательстве, но приняты в социуме. Упрощая, это модель воспитания, подразумевающая религиозное мировоззрение, уважение к родителям и старшим, участие в церковной жизни, знание родной истории, любовь и защиту Отечества, успех в своем деле как для себя лично, так и для всего общества в целом.

— Какие формы общественной активности молодежи Церковь видит наиболее конструктивными?
— Сейчас пришло новое поколение молодых людей, у которых социальной апатии фактически нет, они испытывают необходимость проявлять себя в общественных делах. Конечно, в первую очередь это волонтерская деятельность. Для молодого человека она хороша и привлекательна прежде всего свободой самореализации. В данной сфере он делает то, что ему нравится, что ему интересно и что у него получается без принуждения, без количественных нормативов, без критериев качества выполнения. Каждый вкладывается по мере своих сил. Поэтому делает хорошо! Я много разговаривал с молодыми волонтерами, бывая в разных епархиях. Для всех них характерно единое мнение, что, помогая другим, они чувствуют себя нужными и счастливыми. Происходит реализация их главной внутренней потребности — делать добро. Ведь, как говорил Тертуллиан, душа по своей природе христианка. Раскрытию добрых душевных качеств очень способствует возраст. Юные и молодые люди в большинстве своем еще, как правило, не обременены служебными и семейными обязанностями, они еще не встретились с главным разочарованием в жизни, не устали, им многое интересно, они гибко воспринимают действительность. Думаю, в скором времени в нашей стране начнется рост социального предпринимательства, уже многие ребята об этом думают.

— А если говорить о политической активности?
— То, что сегодня совсем молодые, подчас юные люди проявляют большую политическую активность, вообще-то нормально: информационное общество довольно рано пробуждает в подростках социальный интерес. Надеюсь, что молодежь не застрянет в наивных акциях «за справедливость», а увеличит знания о гражданских правах, о политической культуре в целом, сможет в дальнейшем принимать участие в формировании молодежной политики, обращать внимание власти на молодежные инициативы и получать от нее необходимую финансовую и законодательную поддержку.

— Вы сказали о том, чего молодежь ждет от власти. А что она ждет от Церкви?
— От Церкви молодые люди ждут в первую очередь идеала, некоего эталона, к которому они могли бы стремиться. Подлинная христианская модель поведения человека, вне всякого сомнения, остается идеальной и востребованной. Ее надо только актуализировать, объяснить современным языком.
Сейчас у определенной части российского общества существует некое двойное отношение к Церкви. С одной стороны, мы должны сохранять и развивать нравственные качества, апеллировать к духовной составляющей в природе человека.
С другой, представители этого общественного сегмента не вполне доверяют Церкви. Предвидя Ваш вопрос, скажу, что это происходит не только из-за действий конкретных личностей, слабые звенья есть везде. Недоверие, взращенное еще атеистической советской системой, накладывается сегодня на культ удовольствий и потребления материальных благ, а также на нравственный релятивизм.
Некоторые люди ждут от Церкви некоей душевности, ласкового и легкого отношения к человеку, который зашел в храм. И это правильно, так и должно быть! Но при этом не стоит забывать, что христианство предполагает работу над собой, подчас трудную, а не только акцептацию человека такого, какой он есть.

— Многие ждут голоса справедливости от Церкви.
— Справедливость — это категория, которая придумана человеком, она пришла на смену Божественному порядку, который существовал в раю. Справедливость призвана компенсировать то неравенство, которое есть в обществе: слабого защищать, о ребенке заботиться, талантливого  продвигать… Она должна быть индивидуальна. И в этом смысле такое ожидание правомерно.
Апеллируя к некой высшей справедливости, мы думаем о Божием суде, желая заменить его судом цивильным. Но христианин знает, что Бог не справедлив, Его нельзя оценивать с нашей маленькой колокольни. Самая главная причина, по которой Господь прощает и наши грехи, и нашу глупость — это то, что у Него для нас бескрайняя мера любви. Получить ее может каждый человек, даже преступник. Хочется, чтобы это знали и те люди, которые часто говорят о двойных стандартах, нарушая всякие стандарты общества вообще.

— А каков он вообще, идеал современного молодого человека? Почему так популярна криминальная романтика сегодня? Почему из просто романтики она превратилась в многотысячное движение А.У.Е.?
— Романтический образ сильного и смелого молодого человека, который поступает вопреки правилам, был популярен всегда. В этом нет ничего нового. А вот почему к этим качествам добавились еще жестокость, желание установить свой «волчий» порядок — это совсем другой вопрос.
Мне кажется, многое связано тут с тем, что в принципе размылись границы добра и зла. В таком релятивном сознании и закон несовершенен, его не обязательно соблюдать, и за нарушение моральных принципов нет наказания, а значит, они не очень-то и нужны… Почему тот, кто дает взятку, лучше, чем тот, кто ворует? А молодые люди весьма чувствительны к подобным вопросам, и им нужно вовремя давать ответы, иначе они пойдут спрашивать тех, кто эти ответы уже придумал. Вот именно в этот момент, в момент поиска истины, когда вопрос назрел и молодой человек готов воспринять ответ, ему и должен встретиться хороший священник, добрый пастырь.

— Проводится ли какая-то профилактическая работа в социальных сетях против таких сообществ, как «группы смерти»?
— Волонтерская работа в социальных сетях, безусловно, проводится. Но в силу специфики закрытых групп и сообществ нет никакого универсального плана или алгоритма действий. Специальных программ в этом смысле не разрабатывается. Здесь все зависит больше от личности и опыта самого волонтера или пастыря. Опыт работы в данном направлении у Церкви есть, правда, ранее он был направлен в основном на выявление и разоблачение сект.

— Что Вы скажете о волне насилия в школах? Чем она вызвана и как ее остановить?
— Не хочется в очередной раз ссылаться на компьютерные игры и фильмы со сценами жестокости как на корень всех зол. Нельзя также все сваливать на недостаточный уровень материального благополучия. Преступником может стать каждый: из полных и обеспеченных семей преступников не меньше, чем из других, об этом говорит статистика подростковых преступлений.
Полагаю, что мозг молодого человека просто не успевает переварить постоянный поток информации разного качества. Трансляция чьей-то глянцевой успешности в соцсетях, видеоролики с издевательствами над людьми или животными, бесконечные бессмысленные публикации и т.д. просто не оставляют времени на обдумывание увиденного. Где уж там критически отнестись или расставить приоритеты… Информационный мир — это постоянное психическое напряжение. И сегодня ребенок зачастую остается с ним один на один. Его агрессия — это его протест. Он выкладывает в Сеть видеоролик, где, как ему кажется, он герой, а его жертва с каждым просмотром все более унижена и более беспомощна. Здесь есть и традиционное в подростковом возрасте испытание на прочность правил общества, и доказательство собственной значимости. Эмпатия же формируется довольно поздно и при многих факторах, один из которых — живое общение с ближними.

Конечно, родители не могут все свое время проводить с ребенком. Но с самого раннего возраста надо показывать детям положительные примеры, искать их не только в сказках, но и в реальности, обращать их внимание на достойное и примерное поведение. Ребенка просто необходимо загружать если не дополнительными занятиями, то домашними обязанностями. Чаще всего избыток свободного времени приводит к развращению, скука — к желанию развлечений, которые, в свою очередь, быстро приедаются, а значит, нужны более острые ощущения. И так постепенно, но быстро, из просто ленивого ребенка получается агрессивный подросток. Если мы будем показывать ребенку, подростку собственный пример без двойных стандартов (к нему — завышенных, а к себе — послабленных), и если таких примеров вокруг будет много, то агрессии станет значительно меньше, ибо жизнь будет наполнена смыслом.


«Независимая газета» / Патриархия.ru




Еще Статьи, рассказы, интервью