Десять лет пути Шахтинской епархии. Интервью с Преосвященнейшим Симоном, епископом Шахтинским и Миллеровским накануне юбилея


Десять лет пути Шахтинской епархии. Интервью с Преосвященнейшим Симоном, епископом Шахтинским и Миллеровским накануне юбилея

- Добрый день, Владыка! Десять лет назад 27 июля 2011 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о создании Шахтинской епархии, которая немного позже вошла в состав Донской митрополии. Мы помним, что в это время были разделены почти все старые епархии, состоявшие из сотен приходов, и многими церковными людьми эта реформа была воспринята с большой долей предосторожности. Как Вы сейчас, десять лет спустя, оцениваете результаты такого небывалого в Русской Церкви преобразования?

- Как возвращение к нормальному и оптимальному способу церковного управления. Что такое епархия? Это компактно сосредоточенная группа приходов, каждый из которых состоит, образно говоря, из клира и мира (духовенства и прихожан), находящаяся под наблюдением епископа. Епископ – в буквальном переводе с греческого языка, собственно, и означает – наблюдатель. Размеры епархии по самому смыслу должны быть таковы, чтобы все приходы могли быть охвачены наблюдением одного среднего по работоспособности человека. Сто-двести приходов – это нормально. Больше – уже проблематично.

С необходимостью наблюдения за порядком церковной жизни столкнулись уже христианские общины апостольского века. Без руководства со стороны наиболее уравновешенных и трезвомыслящих людей жизнь общины начинала приобретать хаотические черты. Следы этого беспорядка можно увидеть на страницах Нового Завета. То в Коринфе начинали увлекаться глоссолалией – невразумительным поэтическим выражением религиозного чувства, то в Колоссах поклонение ангелам заслоняло Евхаристию и память о Крестной жертве Господа Иисуса Христа, то в общинах Галатии здравое учение Церкви подменялось иудейским гнозисом. Поэтому первых епископов, наблюдателей или блюстителей порядка поставил уже апостол Павел. В Первом послании к Коринфянам, перечисляя дары Святого Духа, он называет в числе прочих и «дар управления» (1 Кор. 12,28). С одной стороны это природный дар, мы все знаем прирожденных организаторов. Но природное дарование – вещь не очень надежная, и, как мы тоже хорошо знаем, великие организаторы часто превращаются в великих комбинаторов. Поэтому с апостольских времен епископов поставляли через таинство рукоположения, особую соборную молитву Церкви с участием предшествующих епископов, а изначально апостолов. При этом благодать Святого Духа корректирует и восполняет наши личные недостатки.

В Древней Церкви епископов было много, то есть епархии были маленькими и часто состояли из нескольких приходов. Мы знаем, что на Первый Вселенский собор из разных уголков Римской Империи в Никею съехались 318 архиереев. И это при том, что некоторые остались дома.

В Русской Церкви, наоборот, епархии охватывали огромные территории, а епископат до конца XVIII столетия редко когда насчитывал более двух десятков архиереев. В результате получилось то, что хорошо выражается афоризмом, который необоснованно приписывают писателю Н.С. Лескову: «Русь была крещена, но не просвещена». И если в старой России, которую мы тоже не вполне обоснованно именуем Святой Русью, эта непросвещенность компенсировалась общим достаточно высоким духовным строем жизни, то в постсоветское время всеобщей духовной и нравственной дезориентации она начала приносить ядовитые плоды от младостарчества до «альтернативного православия».

Поэтому архиерейское наблюдение или, если хотите, надзор за правильным строем жизни Церкви должен быть как можно более подробным. И, хотя организация новых епархий потребовала решения многих проблем от финансовых до кадровых, это стало очень своевременным и нужным преобразованием.

- Скажите, Владыка, как происходила, организация Шахтинской епархии? На что нужно было обратить первоочередное внимание?

- В 2011 году я был настоятелем Михайло-Архангельского храма в селе Позднеевка Миллеровского района, и главной моей заботой был поиск средств для его восстановления. Поэтому организация епархии коснулась меня лишь в переоформлении приходских документов, поскольку теперь мы относились уже не к Ростовско-Новочеркасской, а к новообразованной Шахтинской епархии.

Основная нагрузка легла на первого Шахтинского архиерея Преосвященного Игнатия, для которого это была первая кафедра. Первоочередной задачей для него, насколько я понимаю, стала организация основных институтов епархиального управления: епархиального совета, благочиний, отделов, отвечающих за связи с общественными организациями, образовательными учреждениями и так далее. В 2011 годщу очень актуальной была миссионерская деятельность, работа с молодежью. Поскольку новообразованная епархия и город Шахты, бывший Александровск-Грушевский, находятся на территории области Войска Донского, неизбежно вставал вопрос о взаимодействием с казачеством, которое в то время (как, впрочем, и сейчас) нуждается в правильном духовном окормлении. За три года пребывания Владыки Игнатия на Шахтинской кафедре основные задачи в организации епархиального управления были решены. Владыка Игнатий был возведен в сан митрополита и перемещен на древнюю Вологодскую кафедру, где перед ним встали новые задачи, главным образом, по восстановлению древних храмов, пребывавших в плачевном состоянии. Сейчас он предстоятель Саратовской епархии, которая мне хорошо знакома и очень дорога, поскольку я там родился, делал первые шаги в духовной жизни, служил и преподавал в Духовной семинарии. Поэтому я очень рад, что дорогой для меня Саратовский край пребывает под омофором опытного архипастыря и доброго человека.

- И все-таки, Владыка, из десяти лет существования Шахтинской епархии семь лет именно Вы возглавляете ее управление. Это в два раза дольше, чем время, которое пришлось на долю Преосвященного Игнатия. Насколько изменилась за эти годы Шахтинская епархия? Какова пройденная дистанция?

- Многое было сделано до меня. А мне в значительной степени помогло то, что уже с 2010 года я служил на Донской земле и за четыре года, которые прошли до моего возведения в сан епископа, успел узнать основные особенности епархиальной жизни, характер людей, которые здесь живут, их духовные нужды и надежды. Огромную помощь в понимании архиерейского служения и организации епархиального управление мне оказал тогдашний Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Это удивительно работоспособный, мудрый и доброжелательный человек. С необыкновенным терпением и вниманием к деталям он помогал мне делать первые шаги на моем архиерейском поприще. Насколько я знаю, с таким же участием он помогал моему предшественнику Преосвященному Игнатию. Да что там говорить, вся реформа по созданию новых епархий и митрополий в Русской Православной Церкви – а это десятки епархий в регионах, очень сильно отличающихся друг от друга, по уровню развития церковной жизни – прошла при непосредственном участии владыки Варсонофия. Низкий ему поклон и сердечная благодарность!

Мне не хотелось бы выделять какие-то свои личные заслуги, поэтому я скажу о тех изменениях, которые произошли за все десять лет жизни Шахтинской епархии.

Первое о чем вспоминают, когда говорят о развитии епархии, это количество приходов. За десять лет оно увеличилось почти наполовину: в 2011 году было – 126 приходов, сейчас – 185. В каждом приходе совершаются регулярные богослужения, организованы дружные общины. По мере образования новых приходов открывались новые благочиния – объединения нескольких приходов по территориальному принципу. Сейчас у нас в епархии 17 благочиний, примерно по десять приходов в благочинии. Такая структура позволяет наладить оптимальное взаимодействие между приходами, организовать замену священника в случае его болезни или отпуска. Ну, а отцы благочинные – это мои первые помощники, с которых я, конечно, строго спрашиваю, но и стараюсь им во всем помогать.

Число священнослужителей за десять лет тоже увеличилось: от девяноста человек в 2011 году до ста двадцати в настоящее время. Все наши батюшки имеют семинарское образование или завершают обучение на заочном отделении нашей Донской духовной семинарии. Хотя некоторые священники являются настоятелями двух или даже трех приходов, мы постепенно отходим от такой практики совмещения. Все-таки приходской священник должен быть отцом своей паствы, жить ее нуждами, постоянно быть рядом. За десять лет в нашей епархии совершено более ста священнических и диаконских хиротоний. Мне особенно радостно рукополагать священника, который возвращается в приход, где он был воспитан. Такой батюшка, как правило, с особенной любовью относится к своим прихожанам, а они отвечают ему такой же искренней заботой.

Большинство наших священнослужителей – семейный люди. Но есть и монашествующие, примерно одна десятая часть. Мы с большой любовью и заботой относимся к нашему единственному мужскому Покровскому монастырю.

Пока в нашей епархии нет женского монастыря. Но зато есть целых восемь приходских сестричеств, объединяющих неравнодушных к церковному делу женщин. Сестры занимаются, главным образом, делами благотворительности, ухаживают за больными и беспомощными людьми, помогают одиноким женщинам в воспитании детей. В станице Манычской более пятнадцати лет действует детский приют «Святая Параскева», в котором проживают более двух десятков детей. Здесь же, в Манычской, при храме святой Параскевы Пятницы в летние месяцы мы открываем детский лагерь.    

Вообще, работу с детьми мы считаем одним из самых важных направлений епархиальной жизни. Очевидно, что дети – это и наши будущие священники, и наши будущие прихожане. Хотя, почему будущие? Дети – наши сегодняшние прихожане, для которых мы открываем приходские воскресные школы. Открываются они не по какому-то начальственному указанию, а сами по себе. Появляются в приходе дети, полное богослужение для них утомительно и непонятно. Значит, их нужно чем-то занять, и не только развлечением, но и каким-то духовным трудом. За десять лет количество приходских воскресных школ в нашей епархии выросло от 25 до 95, то есть теперь воскресные школы есть во всех сколь-нибудь развитых приходах. Число детей в воскресных выросло от 579 в 2012 году до 1985 в настоящее время. Каждая школа имеет свое лицо: где-то занимаются рукоделием, где-то организуют детский церковный хор, где-то – театр. Но главный предмет в каждой воскресной школе – Закон Божий, и не столько в теоретическом виде, сколько в конкретной приходской жизни. Есть у нас и воскресные школы для взрослых. Количество учащихся в них выросло не так заметно: от 105 до 287 человек. Но это и понятно: взрослые читают книги, смотрят телеканалы «Спас» и «Союз», пользуются Интернетом. Да и работать всем сейчас приходится очень много.

Вся эта работа может быть названа началом катехизации, которая должна распространяться за пределы церковных стен. И она действительно распространяется как свидетельство роста доверия к Церкви. Это видно, например, по увеличению доли курса «Основы православной культуры» в общем предмете «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане общеобразовательных школ. Если в 2011 году курс ОПК в составе ОРКСЭ выбрали 65% детей (в действительности, конечно, родителей), то в 2021 году - уже 79,5% .Меня такой рост очень радует. Немного раньше я сказал, что ученики воскресных школ это наши будущие прихожане. Теперь мы говорим об учащихся общеобразовательных школ, которые представляют в целом будущее поколение страны. Если наши педагоги, журналисты, врачи, отцы и матери семейств будут иметь представление о христианском мировоззрении, евангельской этике – это станет основой нравственного здоровья всего нашего общества. Еще прекраснее будет, если наши офицеры, судьи, полицейские, депутаты и вообще все «власть предержащие» будут иметь представление о грехе и о совести.

- Слушаю Вас, Владыка, и невольно думаю о некоторых журналистах, которые почему-то беспокоятся о том, что Русская Православная Церковь стремится проникнуть во все сферы общественной и государственной жизни. Образно говоря, «лезет и в школу, и в культуру, и в армию»…

- Вы знаете, в старой лексике подобные авторы, которые, ради красного словца, не жалели ни матери, ни отца, именовались более выразительно – борзописцы. Конечно, в наше время всеобщей политкорректности к терминам следует относиться с осторожностью. Но, если говорить по существу, я подтверждаю – да, лезет! И Шахтинская епархия все десять лет своего существования тоже «лезет» во все ответвления нашей общественной жизни. И не с целью всех обязательно воцерковить, но напомнить о важности общечеловеческих нравственных ценностей, которые, как ни крути, вытекают из христианской этики, из учения Господа нашего Иисуса Христа, из Евангелия. Поэтому в составе нашего епархиального управления находятся двадцать отделов по разным направлениям общественной жизни. Это и молодежный отдел – разве духовное состояние современной молодежи не является проблемой? Это и отдел по взаимодействию с вооруженными силами и силовыми структурами – разве наши военные и правоохранители не нуждаются в нравственных ориентирах? Есть у нас отдел по взаимодействию с Управлением федеральной службы исполнения наказаний – разве плохо добиваться смягчения необоснованной жестокости по отношению к осужденным? Или у нас нет невинно осужденных? Или наказание всегда справедливо и соответствует тяжести преступления?

Во всей этой работе нет чего-то принципиально нового. Все это целиком и полностью лежит в русле старой, хотя и подзабытой традиции «печалования» Церкви о народе. Но есть у нас и новые перспективные направления в работе. Например, комиссия по канонизации святых, в центре внимания которой – сохранение исторической памяти, сбор материалов о мучениках и исповедниках XX столетия. При этом биографические материалы рассматриваются как часть малоизученного исторического процесса, включающего в себя оккупацию двух мировых войн, распад Российской империи, Гражданскую войну и формирование квазигосударственных образований на нашей территории.

С 1 сентября 2014 года в Институте сферы обслуживания и предпринимательства (филиале) Донского государственного технического университета решением ректората ДГТУ была создана кафедра «Православная культура и теология», позже воссоздан исторический домовый храм в здании вуза. Эта инициатива исходила и от ректора и от группы местных преподавателей, сотрудников филиала в г. Шахты и была проявлением искренней ответственности за духовное и морально-психологическое состояние молодежи, признанием необходимости сотрудничества и активизации взаимодействия высшей школы и Церкви в областях духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи, гуманитарного образования и науки. Кафедра и сегодня объединяет студентов, преподавателей и сотрудников института, проводит значительную просветительскую и воспитательскую работу среди студенчества. Преподаватели кафедры, среди которых священники и светские специалисты, привлекают внимание к коренным проблемам человеческого существования: цели и смысла жизни, свободы и ответственности человека, добродетели и справедливости; преодоления тяжелого недуга нашего времени – равнодушия и мировоззренческого инфантилизма молодежи.

Есть у нас и древлехранилище – отдел, занимающийся сбережением, изучением и реставрацией памятников церковного искусства. Должен сказать, что южно-русская церковная культура – иконописание, церковно-прикладное искусство, храмовая архитектура, народный быт – остается мало разработанной областью в искусствоведении. Долгое время считалось, что южно-русское искусство вторично, находится на пересечении народного примитива и восточно-европейского извода западных художественных идей. И только в последнее время искусствоведы открывают самобытность и своеобразие южно-русской художественной стилистики.

Так что мы хорошо знаем, куда и с какой целью нам нужно «лезть» и чем заниматься.

– Не могу не спросить о том, с какими трудностями Вы столкнулись при назначении на Шахтинскую кафедру летом 2014 года? Ведь наша епархия – это, по сути, приграничная территория. Образование ДНР и ЛНР, боевые действия в приграничных районах Украины вызвали приток беженцев, которые нуждались и в материальной поддержке, и в духовном окормлении.

– Да, начало моего архиерейского служения совпало с вооруженным конфликтом на Востоке Украины. Может быть, для кого-то эти события и были ожидаемыми, но для меня все случившееся оказалось страшным потрясением. В юности, когда на Всенощном бдении звучала ектенья с прошением об избавлении «от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествии иноплеменников и междоусобныя брани», последняя добавка представлялась мне каким-то анахронизмом, довеском из Средневековья. «Нашествие иноплеменников» я еще как-то мог представить, но вот «междоусобная брань» представлялась делом совершенно невозможным. Я до сих пор вздрагиваю, когда слышу слова Великороссия, Малороссия, Новороссия. Не хочу вести никаких разговоров на темы единый народ – не единый народ, историческая справедливость – историческая несправедливость и так далее. Для меня единство народа – это единство в теле Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Поэтому, когда в 2014 году на территории нашей Шахтинской епархии появились беженцы, мы увидели общую большую беду, в которую попали люди, исповедующие общую с нами православную веру. Во всех пунктах временного пребывания людей, вынужденно покинувших свои дома, мы открыли часовни. Наши священники регулярно проводили службы, в том числе водосвятные молитвы и панихиды. Наши батюшки в меру своих возможностей старались оказать психологическую помощь беженцам, особенно тем, кто потерял своих близких. Практически, в каждом постоянно действующем приходе Шахтинской епархии был организован сбор денег, вещей, продуктов питания для оказания помощи людям, бежавшим от войны. В составе гуманитарной помощи, переданной Шахтинской епархией беженцам летом 2014 года, одного только продовольствия было тридцать две с половиной тонны. Беда украинского народа нам очень близка. Многие наши прихожане имеют родственников, друзей, близких людей, оказавшихся за чертой границы, которая до последнего времени носила очень условный характер. Поэтому молитва о мире на Украине, прекращении распри, произносится нашими священниками и прихожанами предельно искренне.

- Спаси Господь, дорогой Владыка за очень содержательное интервью. Желаем Вам преумножения духовных сил на благо Шахтинско-Миллеровоской епархии, вступающей во второе десятилетие своего бытия!

 

Пресс-служба Шахтинской епархии




Еще Новости Церкви